praktik@gonzharov.ru
ПРАКТИКУМ ЮРИДИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА
Конечно, что такое договор знает каждый юрист, но сам по себе договор имея юридическое значение и используемый в юридической терминологии, по факту, является более емким словом.
Заключение договора начинается с момента вступления людей в диалог друг с другом на предмет любой жизненной ситуации. По итогам обсуждения они либо достигают согласия, либо согласие между ними не достигается. В результате достижения согласия стороны пожимают друг другу руки или выражают иным способом факт достижения согласия, то есть договариваются.
Мы с вами живем и развиваемся каждый в своей среде. Естественно начинается все с семьи, в которой человек рождается, при общении с родителями и родственниками у него формируется мировоззрение обычно основанное на мировоззрении родителей, на взаимоотношении с близкими, с людьми старшего поколения и другими людьми. Факт отсутствия семьи (имеется в виду отсутствие родителей), неполноценность семьи (отсутствие одного из родителей) безусловно влияет на формирование личности. В результате каждый человек имеет свое восприятие и понимание слов, выражений, действий.
При общении нужно быть уверенным, что значение слов, используемых нами, понимается одинаково всеми принимающими участие в разговоре. Здесь кроется ловушка. Ловушка состоит в том, что уверенность формируется у каждого участника разговора в результате его мыслительного процесса и, как правило, не озвучивается противоположной стороне, а предполагается, что другая сторона об этом знает или думает так же.
Что получается, встретились, договорились, начали воплощать договоренности и один из участвующих в переговорах или все участвующие понимают, что исполнение или результат несоответствуют договоренностям. Встречаются снова и начинают разбираться, в чем причина и, как оказывается, причина одна. Каждый участник переговоров у себя в голове сформировал результат и пути его достижения по-своему.
Почему это происходит и как осуществляется мыслительный процесс вам лучше ознакомится с соответствующими материалами из области медицины, психологии, социологии и т.д.
Мы говорим об имеющемся факте. Каждый человек под влиянием разных факторов имеет свое личное представление и ожидание о результате
и процессе его достижения.
В любой профессии есть более квалифицированные и менее квалифицированные специалисты и это тоже влияет на понимание. Специалист, менее квалифицированный может не понимать своего оппонента обладающего более высокой квалификацией.
Мы, юристы, не исключение. Общаясь между собой, тоже не всегда понимаем друг друга. И вроде бы имеем юридическое образование, умеем толковать и применять нормы права, но кто-то пропускал лекции, кто-то наоборот занимался дополнительно помимо учебной программы, третий способен самостоятельно осуществить анализ норм права и на основании него сделать соответствующие выводы, четвертый полагается только на судебную практику и своего мнения у него нет и т.д.
Непонимание имеет место быть до тех пор, пока участники общения неопределятся, чем вызвано непонимание.
Не будем сильно углубляться в жизненные ситуации и, как пример, используем ситуацию в продуктовом магазине. Покупатель, желая приобрести
товар, обращается к продавцу с вопросом: Товар свежий?
. Во-первых, такой вопрос может предполагать несколько видов информации, необходимой
покупателю, в зависимости от его личного восприятия. Во-вторых, на такой вопрос ответом может быть несколько ответов продавца разных по содержанию и не
все ответы могут соответствовать ожиданиям покупателя, так как ответ зависит от личного восприятия продавца. Ответ может быть: Да
или
Нет
. Если в магазине товар не залеживается больше одного дня, и этот факт для продавца является очевидным, то ответ может быть:
Конечно свежий
, но произнесен с раздражением, и такой ответ заставит покупателя задуматься о его правдивости или вообще спровоцирует уход
покупателя из магазина без покупки. Если продавец считает товар, привезенный три дня назад, «свежим», то ответ тоже будет: Да
,
в то время, как для покупателя «свежий» товар, это товар, произведенный или привезенный в день покупки.
Общий вопрос помноженный на личное восприятие, участвующих в общении лиц, предполагает множество ответов, не имеющих отношения к информации, которую желал получить его задавший. Поэтому, лицо задающее вопрос должно формулировать свой вопрос таким образом, чтобы возможный ответ на него был наиболее однозначен. Поскольку и продавец, и покупатель заинтересованы в достижении результата, для продавца это продать товар, а для покупателя его купить, то и продавцу необходимо быть лояльным к покупателю и на общий вопрос задать один или несколько уточняющих вопросов с целью предоставления нужной покупателю информации.
Именно люди, умеющие правильно формулировать свои желания и люди лояльные к собеседнику заслуживают и, как правило, получают то, что им нужно.
Также для исключения непонимания, до вступления в диалог, каждое лицо, участвующее в нем, в первую очередь должно само для себя определиться и понимать, что оно хочет и к чему стремиться. Если Вы сами для себя не определились чего хотите, то как можете объяснить это другим (партнерам, подчиненным).