praktik@gonzharov.ru

ПРАКТИКУМ ЮРИДИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА

 

Что такое договор.

Конечно, что такое договор знает каждый юрист, но сам по себе договор имея юридическое значение и используемый в юридической терминологии, по факту, является более емким словом.

Договор является согласованным результатом, полученным при общении людей о совершении и/или не совершении ими действий в отношении предмета их обсуждения.
 

1. Если Вы с клиентом пришли к согласию о встрече 25 мая 2015 года в 14-00 часов в кафе «Восход» в городе Москва, значит у Вас и у клиента имеется заинтересованность в ней, встреча назначена с учетом рабочего расписания каждого участника встречи и других обстоятельств, между Вами достигнуты договоренности, следовательно, заключен договор.

Этот договор не имеет отношения к области права, но он является договором двух людей и такой договор является основополагающим по отношению к договору, заключаемому в области права, так как согласие, достигнутое в межличностных отношениях основано на доверии и ничем не обеспечено. Ни сам факт заключения такого договора, ни его исполнение или не исполнение, т.е. явка или не явка на встречу, не несет юридических последствий, но влияет на отношения лиц, встреча которых назначена, и на возможность заключения или не заключения договора в области права (сделка).

Непонятно почему, но если вы откроете любой словарь, то найдете толкование слова «договор», как тесно связанное с правом или законодательством.

Само понятие слова «договор» без привязки к праву отсутствует. Договор и договоренность являются синонимами, поэтому используя слово «договоренность» идет речь и о заключении договора.
 

2. Мы каждый день в повседневной жизни заключаем множество различных договоров: о встречах, походах в кино, займе денег до «получки» и т.д., и не придаем этому значения.

Заключение договора начинается с момента вступления людей в диалог друг с другом на предмет любой жизненной ситуации. По итогам обсуждения они либо достигают согласия, либо согласие между ними не достигается. В результате достижения согласия стороны пожимают друг другу руки или выражают иным способом факт достижения согласия, то есть договариваются.
 

3. Для заключения договора, который устроит всех заключающих договор и не вызовет сложностей на стадии исполнения, нужно, чтобы лица, участвующие в его обсуждении, понимали друг друга.

Мы с вами живем и развиваемся каждый в своей среде. Естественно начинается все с семьи, в которой человек рождается, при общении с родителями и родственниками у него формируется мировоззрение обычно основанное на мировоззрении родителей, на взаимоотношении с близкими, с людьми старшего поколения и другими людьми. Факт отсутствия семьи (имеется в виду отсутствие родителей), неполноценность семьи (отсутствие одного из родителей) безусловно влияет на формирование личности. В результате каждый человек имеет свое восприятие и понимание слов, выражений, действий.
 

4. Для того что бы мы могли договориться и получить нужный результат, нужно разговаривать на «одном языке», как в прямом, так и в переносном смысле.

Каждое слово имеет свое значение, но кроме этого значение слова меняется от условий, в которых оно используется.

При общении нужно быть уверенным, что значение слов, используемых нами, понимается одинаково всеми принимающими участие в разговоре. Здесь кроется ловушка. Ловушка состоит в том, что уверенность формируется у каждого участника разговора в результате его мыслительного процесса и, как правило, не озвучивается противоположной стороне, а предполагается, что другая сторона об этом знает или думает так же.

Что получается, встретились, договорились, начали воплощать договоренности и один из участвующих в переговорах или все участвующие понимают, что исполнение или результат несоответствуют договоренностям. Встречаются снова и начинают разбираться, в чем причина и, как оказывается, причина одна. Каждый участник переговоров у себя в голове сформировал результат и пути его достижения по-своему.

Почему это происходит и как осуществляется мыслительный процесс вам лучше ознакомится с соответствующими материалами из области медицины, психологии, социологии и т.д.

Мы говорим об имеющемся факте. Каждый человек под влиянием разных факторов имеет свое личное представление и ожидание о результате и процессе его достижения.
 

5. Основной способ общения — язык на котором мы с вами разговариваем.

Все люди, разговаривающие на одном языке, не понимают друг друга на 100 процентов. А когда заходит речь о каких-либо специфичных отношениях, процент понимания значительно уменьшается.

В любой профессии есть более квалифицированные и менее квалифицированные специалисты и это тоже влияет на понимание. Специалист, менее квалифицированный может не понимать своего оппонента обладающего более высокой квалификацией.

Мы, юристы, не исключение. Общаясь между собой, тоже не всегда понимаем друг друга. И вроде бы имеем юридическое образование, умеем толковать и применять нормы права, но кто-то пропускал лекции, кто-то наоборот занимался дополнительно помимо учебной программы, третий способен самостоятельно осуществить анализ норм права и на основании него сделать соответствующие выводы, четвертый полагается только на судебную практику и своего мнения у него нет и т.д.

Непонимание имеет место быть до тех пор, пока участники общения неопределятся, чем вызвано непонимание.
 

6. Непонимание или, правильней сказать исключение возможности непонимания, достигается во время общения.

Странно, но является фактом, что одни люди задают вопросы общего характера и удивляются и даже возмущаются, что не получили точного ответа на свой вопрос, и то, что другие негативно реагируют на вопросы относительно очевидных, по их личному мнению, вещей.

Не будем сильно углубляться в жизненные ситуации и, как пример, используем ситуацию в продуктовом магазине. Покупатель, желая приобрести товар, обращается к продавцу с вопросом: Товар свежий?. Во-первых, такой вопрос может предполагать несколько видов информации, необходимой покупателю, в зависимости от его личного восприятия. Во-вторых, на такой вопрос ответом может быть несколько ответов продавца разных по содержанию и не все ответы могут соответствовать ожиданиям покупателя, так как ответ зависит от личного восприятия продавца. Ответ может быть: Да или Нет. Если в магазине товар не залеживается больше одного дня, и этот факт для продавца является очевидным, то ответ может быть: Конечно свежий, но произнесен с раздражением, и такой ответ заставит покупателя задуматься о его правдивости или вообще спровоцирует уход покупателя из магазина без покупки. Если продавец считает товар, привезенный три дня назад, «свежим», то ответ тоже будет: Да, в то время, как для покупателя «свежий» товар, это товар, произведенный или привезенный в день покупки.

Общий вопрос помноженный на личное восприятие, участвующих в общении лиц, предполагает множество ответов, не имеющих отношения к информации, которую желал получить его задавший. Поэтому, лицо задающее вопрос должно формулировать свой вопрос таким образом, чтобы возможный ответ на него был наиболее однозначен. Поскольку и продавец, и покупатель заинтересованы в достижении результата, для продавца это продать товар, а для покупателя его купить, то и продавцу необходимо быть лояльным к покупателю и на общий вопрос задать один или несколько уточняющих вопросов с целью предоставления нужной покупателю информации.

Именно люди, умеющие правильно формулировать свои желания и люди лояльные к собеседнику заслуживают и, как правило, получают то, что им нужно.

Также для исключения непонимания, до вступления в диалог, каждое лицо, участвующее в нем, в первую очередь должно само для себя определиться и понимать, что оно хочет и к чему стремиться. Если Вы сами для себя не определились чего хотите, то как можете объяснить это другим (партнерам, подчиненным).