praktik@gonzharov.ru
ПРАКТИКУМ ЮРИДИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА
Как обычно бывает: встречаются, договариваются, начинают исполнять и выясняется, что каждый участник понял порядок исполнения договоренностей по-своему, и бывают случаи, когда стороны и само основание (предмет) договора понимают по-разному и за частую это связано с «экономикой» сделки. Поставщик желает подороже продать и меньше затратить на производство или покупку у третьего лица, а Покупатель желает купить подешевле и с наименьшими затратами на доставку, монтаж и т.д.
Например, стороны договорились о поставке сложного оборудования. Поставщик понимает, что он должен либо произвести оборудование, либо приобрести его у третьего лица и передать в собственность Покупателя и называет стоимость только оборудования. Покупатель думает, что, приобретая оборудование в его стоимость входит и доставка, и монтаж оборудования. Вот и получается, когда договариваетесь, то нужно четкое понимание о том, что стороны говорят об одном и том же и договорились об этом же.
Даже если договорились на словах и друг друга замечательно поняли, ударили по рукам, а документы не оформили, договоренности есть только на словах, а письменный договор не заключили.
Стороны считают его подписанным, так как, он подписан с одной стороны и его после переговоров и внесения всех согласованных условий оставили для подписания у другой стороны. Стороны считая договор подписанным, начинают его исполнять. О наличии подписанного договора вспоминает, как это ни странно, ни руководитель и ни ответственный по договору, а бухгалтер и то потому, что ему нужно привести документы в порядок для сдачи налоговой отчетности. И самое удивительное, чем больше стоимость договора, тем менее ответственно стороны относятся к оформлению договора. Наибольшее «безрассудство» обычно проявляет сторона получающая денежные средства.
В основном так поступают индивидуальные предприниматели, у которых договор не проходит процедуру согласования между службами. Индивидуальные предприниматели, это обычные граждане, получившие в установленном порядке право заниматься получением дохода на постоянной основе, работать на себя родимого и платить установленные законом налоги, то есть заниматься предпринимательской деятельностью. Что делает индивидуальный предприниматель? Приходит, договаривается, на словах его все устраивает, далее ему предлагают ознакомиться и подписать договор. Подписывает и не читает. Вы удивитесь, но на моей практике большой процент индивидуальных предпринимателей, занимающихся куплей-продажей, не читают то, что написано: они же устно договорились. Они верят, что в договоре все так и есть как им сказали. Даже, если их никто не обманывает, то в тексте договора прописываются все условия, а при переговорах стороны оговаривают основные условия договора (кто, кому, что, когда и за какую цену). Нюансы исполнения договора в переговорах не проговариваются и остаются на втором плане, а они играют не последнюю роль в случае возникновения спора. Так же многие участники предпринимательской деятельности, «читающих» договор, не пользуются своим правом на изменение условий договора, то есть предложить свою редакцию уже имеющихся условий договора и/или дополнить договор новыми условиями.
Это свойственно собственникам и руководителям (топ-менеджерам).
За все время своей работы юристом, постоянно наблюдаю странную картину: собственники начинают бизнес для удовлетворения своих амбиций, личных потребностей, и, естественно, достижения материального богатства. В результате всё это, по ожиданиям собственников, должно решить их проблемы, и у них будет отличная и шикарная жизнь, но при ведении бизнеса они создают проблемы сами себе, которые снова преодолевают, т.е. решая одну проблему создают много других и их цель о благополучной и безоблачной жизни не достигается.
Собственники создают бизнес, руководят им самостоятельно или через нанятых топ-менеджеров, но действительно успешных и хорошо развиваемых компаний не так много.
Цель создания бизнеса — получение дохода и, чем его больше, тем, естественно, лучше. Но создать — это не главное. Стабилизировать и развивать уже созданное — вот, что главное и самое сложное. И что происходит: создается бизнес и вроде бы всего достаточно и идея шикарная, и в начале все заработало, а компания закрывается. Одна из причин: личные «хотелки» собственников и топ-менеджеров, до начала реализации которых они не спрашивают ничьего мнения о возможности всё юридически грамотно оформить и корректно отразить в бухгалтерском учете. А в отношении бизнеса это даром не проходит. «Хотелки» — это любые действия, совершаемые собственником или топ-менеджером в бизнесе без надлежащего оформления.
И это объясняется, тем: Я хочу, чтобы было так.
И все начинают делать: босс сказал значит надо делать, правильно это юридически (не говорю уже об экономической составляющей) или нет, всех интересует в последнюю очередь.
В любом бизнесе существуют три обязательных направления, тесно связанные с законодательством: это юристы, бухгалтеры и кадровики. Кадровики — это отдельная «история». Работники кадров связаны с единственной, но не менее важной областью права — трудовое законодательство.
Большинство собственников и руководителей, считают, что юристы мешают им зарабатывать. К юристам не обращаются, потому что юристы начнут вставлять «палки в колеса», у юристов же все должно быть правильно, по закону, а нам нужно сегодня, а то и «вчера», и не знают, что при своевременном обращении к юристу, т.е. на стадии возникновения вопроса (желания), а лучше, если такой вопрос запланирован и проработан, можно сделать юридически правильно и в срок.
К бухгалтерам иногда отношение ещё хуже, чем к юристам: их ставят перед фактом и они, понимая, что будут проблемы с налоговым органом, идут куда, правильно, к юристам, и юристы уже начинают «ломать голову», «изобретать велосипед» и помогать родному предприятию разгребать большую кучу проблем, которой могло и не быть.
Если позиция собственника к своему «хочу» понятна, я хозяин, что хочу то и творю, то в отношении исполнителей, они не идут к
юристам, по причине того, что им в этом случае придется больше работать, составлять документы, и не просто составлять, а и знать, как это делается, но это отдельная «история».
Из личного опыта следует вывод, что спонтанные, непроработанные решения, являются губительными для бизнеса. Прошу обратить особое внимание, что мы с вами живем в государстве, а, следовательно, существуют законы, и им на «хочу» совершенно безразлично. И развитие такой ситуации имеет следующие последствия:
Какой сценарий будет у конкретного «хочу» без надлежащего оформления, никто не знает.